ООО "Аудит-ОСПБ"

    

Юридические консультации в области пожарной безопасности

тел. 32-47-47

     В последнее время Российское законодательство в области пожарной безопасности претерпело ряд принципиальных изменений. Были введены новые понятия и принципиально новые подходы к решению вопросов пожарной безопасности.
     С 01 мая 2009 года вступил в действие Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности". Данный закон внес много новаций как организационного, так и процедурного характера. Среди них первое и принципиально важное положение – порядок применения статьи 6 "Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности".
     Законодатель определил, что объект защиты соответствует требованиям пожарной безопасности, если выполнены все требования технических регламентов, и произведён соответствующий расчёт пожарного риска. То есть, пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Техническим регламентом пожарной безопасности.

     «В полном объёме выполнены требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами "О технических регламентах"»  - здесь имеется в виду, прежде всего, содержание Технического регламента в области пожарной безопасности и положение технических регламентов, которые будут приниматься впоследствии по тем или иным отраслям экономики и будут содержать требования пожарной безопасности. На сегодняшний день – это Технический регламент о требованиях пожарной безопасности. Поэтому все его положения должны быть выполнены в полном объёме и рассчитан пожарный риск. Тогда объект считается соответствующим требованиям пожарной безопасности.

     Пояснение к такому подходу.
     Технический регламент содержит ряд статей, которые устанавливают требования пожарной безопасности к системам оповещения, к системам пожарной сигнализации, системам пожаротушения и т.д. Все эти статьи приводят конечные параметры упомянутых систем. То есть то, что должно обеспечивать эти системы. А способы достижения этих параметров собственник может выбрать самостоятельно и доказать это с помощью проведённого расчёта риска. Таким образом, государство уходит от жёсткого нормирования конкретных технических решений.
     Законодатель предусмотрел и альтернативное решение, когда доказательством того, что требования Технического регламента выполнены, будет являться применение на добровольной основе нормативных документов по пожарной безопасности (сводов правил и национальных стандартов).
     Таким образом, доказательством того, что выполнены положения Технического регламента, служит выполнение одного из следующих условий:
     1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
     2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
     Поэтому законодатель ввёл третью часть в статью 6, где сказано, что при выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных Техническим регламентом, и требований нормативных документов по пожарной безопасности расчёт пожарного риска не требуется. 
  

     Следующий момент касается 144 статьи Федерального закона Российской Федерации от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" – это методы, формы оценки соответствия объекта, защиты продукции требованиям пожарной безопасности.
     Приводятся два альтернативных способа подтверждения соответствия:
     Первый способ, традиционный – осуществление государственного пожарного надзора, проверка объекта, выявление тех нарушений требований пожарной безопасности, применение соответствующих санкций, выдача предписаний.
     Второй способ подтверждения соответствия – независимая оценка пожарного риска или аудит пожарной безопасности.
     Здесь необходимо разграничить два очень близких понятия: независимая оценка пожарного риска и расчет пожарного риска. Термин "пожарный риск" применяется в том и в другом понятии. Но эти понятия совершенно разные:
     Расчет пожарного риска – это проведение соответствующих расчетов, и доказывание с помощью этих расчетов, что риск соответствует или не соответствует тем значениям, которые установлены техническим регламентом.
     Независимая оценка пожарного риска – это процедура, выполняемая аккредитованной в МЧС организацией по оценке соответствия объекта требованиям пожарной безопасности.
     Есть соответствующий приказ МЧС России от 20 ноября 2007 года № 607, который определяет порядок аккредитации этой организации, определяет те процедуры, которые должна выполнять организация.
     Пункт 31 приказа МЧС России от 28 июня 2012 г. № 375 "Об утверждении административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности" говорит, что в случае поступления до утверждения ежегодного плана в орган ГПН, непосредственно осуществляющий государственную функцию на объекте защиты, заключения НОР, плановые проверки в отношении таких объектов защиты планируются:
- по истечении одного года и более со дня поступления в орган ГПН заключения НОР для объектов защиты, используемых (эксплуатируемых) организациями, осуществляющими отдельные виды деятельности;
- по истечении трех лет со дня поступления в орган ГПН заключения НОР для иных объектов защиты.
Орган ГПН не вправе оценивать полноту и достоверность заключения НОР на объекте защиты. 

     Общество с ограниченной ответственностью «Аудит – организация системы пожарной безопасности» аккредитована в качестве организации, осуществляющей деятельность по направлениям: обследование объекта защиты, проведение расчетов по оценке пожарного риска, подготовка вывода о выполнении (невыполнении) условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности и разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых  объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.
     В данной области наша компания, получившая аккредитацию одной из первых в России и первой на Дальнем Востоке, работает с августа 2009 года. В декабре 2010 года аккредитация была подтверждена на следующие пять лет.
     В ООО «Аудит-ОСПБ» работают опытные специалисты, отслужившие много лет в органах государственного пожарного надзора, и молодые специалисты, прошедшие специальное обучение. Периодически наши сотрудники повышают свою квалификацию в учебных заведениях МЧС России, в частности в Учебном центре Федерального государственного учреждения «Всероссийский ордена «Знак Почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» (ФГУ ВНИИПО МЧС России).
     Постоянное сотрудничество нашей компании с ФГУ ВНИИПО МЧС России и ФГУ «Госэкспертиза в области ГОЧС и пожарной безопасности» МЧС России обеспечивает высокий уровень качества заключений, выдаваемых сотрудниками ООО «Аудит-ОСПБ».

(В статье использованы материалы селекторного совещания МЧС России по вопросу применения Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" 11 июня 2009 года)

Мотивацией для проведения независимой оценки рисков является:

• получение руководством (владельцем) предприятия полной и объективной картины относительно уровня обеспечения безопасности на объекте;
• определение приоритетных направлений финансирования создания (реконструкции, совершенствования) систем безопасности при большом количестве недостатков;
• снижение на предприятии финансовых рисков, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций и пожаров;
• особый порядок осуществления государственного пожарного надзора, предусмотренный административным регламентом МЧС России по исполнению функции государственного пожарного надзора (освобождение от плановых проверок объектов, имеющих положительное заключение независимой оценки рисков в области пожарной безопасности);
• получение дополнительных преимуществ в конкурентной борьбе;
• установление страховых сборов в зависимости от уровня защищенности объектов.